• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Русское искусство

Отеческие корни К.С. Петрова-Водкина


К.С. Петров-Водкин. Портрет матери. 1903. Х., м. 29,5х28 © ХХМ


Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября (24 октября по старому стилю) 1878 года в семье сапожника на Волге, в небольшом патриархальном, старообрядческом городке Хвалынске в северной части Саратовской губернии. Хвалынск – город-чаша, окружённая с трёх сторон высокими для Поволжской возвышенности горами. До сих пор город находится в стороне от «столбовых» и железных дорог. Сама природа создала здесь целостный, сферически завершённый Космос. Географическое местоположение города создаёт особое оптическое пространство, которое окружает человека со всех сторон: здесь человек из царства линейной перспективы больших городов попадает в сферу. Это самодостаточный мир, живущий уединённо на границе Нижней и Средней Волги между Самарой и Саратовом. Хвалынск К.С. Петрова-Водкина – город с вертикальным измерением, где параллельные прямые пересекаются не в горизонтальной плоскости, а в вертикальной – в бесконечности космоса. Естественный круг, созданный природой этих мест, «заколдовывает»: он препятствует «излиянию» в сторону внешнего мира, заставляя ходить по кругу – «вокруг самого себя». Психологически это круговращение не что иное как самопознание. Именно Хвалынску К.С. Петров-Водкин обязан своим планетарным мироощущением, здесь он увидел землю как планету: «Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причём шара полого, с обратной вогнутостью, – я очутился как бы в чаше, накрытой трёхчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме». Позже эти ощущения оформятся в планетарную, «сферическую» перспективу, заставляющую зрителя, по мысли художника, «всколыхивать космос... внутри себя».
Детство и отрочество художника прошло в этом мире ковчега, улья, живущего общинными обычаями взаимопомощи, где мысли людей «всегда приспособлены к порядку жизни: посев, разлив, урожай, жнитво...», где время – колесо, а пространство – шар, включающий в себя и Волгу, и затоновские холмы, и Фёдоровский бугор, и горы, поросшие строевой и мачтовой сосной, и самого Кузьму, где люди «затаённо сожительствуют с ростом колоса», «оплодотворяя землю и принимая в себя её соки». Здесь, на родине, придёт к нему ощущение расширения, «воздвижения» тел, их роста: Вселенная, Земля, человек «растут» из собственного центра, как дерево. Человек «растёт» из сущности («человек – добрая форма; ещё не довершила развития», Земля – из своего магнитного центра (ядра), Вселенная – из Бога; человек – микрокосм, но в нём и через него звучит весь Космос.
К.С. Петров-Водкин максимально облегчил работу исследователям своего творчества, описав жизнь в замечательных автобиографических повестях, многочисленных письмах, статьях и выступлениях, стенограммы которых сохранились и частично опубликованы, предоставив, таким образом, возможность прикоснуться к реальному проявлению жизни духа в конкретном варианте. Знакомясь с этим обширным материалом, понимаешь, какую огромную работу проделал мастер, пробиваясь к своей сущности, открывая в себе образ человечества...
О своём происхождении, о предках по материнской и отцовской линиям будущий художник расскажет в своей автобиографической повести «Хлыновск» и в «увертюре» к ней – рукописи «Степан Соснов», над которой художник начал работать в 1908 году в Париже, но которая так и осталась незавершённой...


В.И. Бородина
заведующая Хвалынским художественно-мемориальным музеем К.С.Петрова-Водкина ХХМ
заслуженный работник культуры РФ

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №2(13) 2015

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.