Дорогие читатели!
Вышел в свет новый номер журнала «Золотая палитра» – № 1/22, 2023, несколько статей которого посвящены важной сегодня теме – экспертизе и атрибуции художественных произведений.
Первая в этом ряду статья – «Зритель в роли эксперта: по итогам выставочного проекта Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева “Оригинал. Копия. Подделка”». Проект родился как результат многолетней научной работы сотрудников по изучению коллекции зарубежного искусства музея и был осуществлён в пяти вариантах на разных музейных площадках. Подробный этикетаж и продуманная развеска картин позволяли зрителю увидеть разницу между оригинальной работой, копией, имитацией и подделкой.
Сотрудники Дома-музея Б.М. Кустодиева в статье «Дом мастера: достижения и перспективы» рассказали о своих «находках» и приобретениях: об атрибуции нескольких работ художника, выявленных в архиве артиста В.Р. Гардина (1877-1965) и двух частных коллекций, и о подарках, с благодарностью принятых от семьи мастера, в частности, альбоме с автографом художника и этюде его жены Ю.Е. Кустодиевой «Пейзаж с изгородью и домиком» (1903?), который воспроизводится в журнале впервые.
По следам недавно завершившей свою работу в стенах Третьяковской галереи выставки «Скульптор Шадр» в журнале публикуется статья «Замыслы, оставшиеся на бумаге», где повествуется об атрибуции большой графической коллекции И.Д. Шадра (1887-1941) из собрания Галереи и о подготовительных рисунках скульптора к неосуществлённым проектам.
Две статьи в журнале – «Новое вознесение духа. К.С. Петров-Водкин и революция» и «К.С. Петров-Водкин и модели его картин» – подготовлены сотрудниками Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина, которые не только знакомят наших читателей с исследованиями жизни и творчества мастера, но проводят с 1988 года каждые пять лет петрововодкинские конференции, издают книги. В частности, в 2021 году вышла книга «К.С. Петров-Водкин. Новая оптика для коллектива Земли» (вступительная статья, составитель – В.И. Бородина), где впервые наиболее полно опубликовано теоретическое наследие художника: тексты его лекций «Живопись как ремесло», «Живопись будущего», «Письма об искусстве» (1914), четыре статьи «На рубеже искусства» (1917), стенограммы его выступлений 1930-х годов и др.
Две статьи в номере о художнике А.Н. Волкове (1886-1957), посвятившем своё творчество Востоку, написаны востоковедом Ю.Н. Завадовским (1909-1979). Одна из статей – к 10-летию со дня смерти художника, публикуется в журнале впервые. Вторая – «Восточная тематика в живописи А.Н. Волкова», выходила дважды (2004, 2014), в этом номере впервые иллюстрирована работами художника. Вступительное слово к статьям «Юрий Николаевич и Светлана Юрьевна Завадовские» – дань памяти выдающемуся востоковеду и его дочери, которой не стало в 2022 году, написал И.В. Зайцев (Музей Востока).
Рубрику «Русское зарубежье» в журнале представляет статья о портретисте, педагоге и пейзажисте М.М. Хрисогонове (1891-1982). Эмигрировав сначала в Королевство сербов, хорватов и словенцев в конце 1920 – начале 1921 года, художник в 1948 году переехал в Венесуэлу, где прожил большую часть своей жизни. Значительная часть наследия художника хранится теперь в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына.
О фестивале современного мозаичного искусства «Музыка камней», который в четвёртый раз пройдёт в Красногорске Московской области с 22 апреля по 1 июня 2023, читатель узнает из интервью с организатором – А.А. Денисенко.
Ценителей живописи «Коллекционер-Клуб» приглашает на выставку «Зеркало души. Портреты и образы в русском искусстве», которая пройдёт с 23 марта по 9 июля 2023 года в «Артефакте» на Пречистенке, 30/2. На выставке зритель сможет увидеть «Крестьянку, заплетающую косу» (1919) А.Е. Архипова, украсившую первую обложку журнала, и другие произведения русских художников XIX-XX веков.
Также в журнале можно познакомиться с живописью современного художника А.С. Петушкова и прочитать статью «Фарфор эпохи Просвещения».
Читайте журнал с удовольствием!
Татьяна Соломенная
Главный редактор журнала «Золотая палитра»