• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Культурное наследие

Малявин: краткое жизнеописание


Ф.А. Малявин. Баба с хворостом. 1880-е. К., м. 26,5х20,7 © ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник» (из собр. М.К. Тенишевой). Публикуется впервые. Датировка М. Сёминой


  Живопись Филиппа Малявина занимает особое место в истории русского искусства конца XIX – первой половины XX столетия и до сих пор остаётся неразгаданной, притягивая своей недюжинной внутренней силой. Хронику профессиональной жизни Филиппа Андреевича Малявина, родившегося 10 (22 октября – по новому стилю) 1869 года, принято вести от времени его пребывания в афонском монастыре. Путь в искусстве уроженец Самарской губернии начинал иконописцем, а спустя шесть лет, в 1892 году по протекции скульптора Владимира Беклемишева стал «вольнослушающим» Императорской Академии художеств. Сразу после зачисления в Академию Ф. Малявин демонстрирует значительные успехи: первые ученические упражнения отмечены поощрительными серебряными медалями и выплатой денежных пособий…

  В 1894 году Ф.А. Малявин поступил в живописную мастерскую И.Е. Репина. По отзывам современников, к моменту перехода к Репину, это был сформировавшийся художник, отличавшийся самобытностью образно-пластического мышления. Работы самого яркого из плеяды репинских учеников приобретает для своей знаменитой коллекции П.М. Третьяков. В течение 1895–1897 годов из-под кисти Ф.А. Малявина выйдут шесть портретов питомцев репинской студии, два из которых – «Игорь Грабарь» и «Константин Сомов» (оба – 1895, ГРМ) – написаны a la prima. В 1895 Малявин проводит лето в родном селе, в 1896 году в последний раз посещает Афон. В 1899 году он «ударил в свет; начал писать дамские портреты, начал ходить по-другому и говорить по-другому». Обращение к салонной живописи объясняется его помолвкой с однокурсницей, одесской мещанкой Наталией Новаак-Савич. В том же году Ф.А. Малявин успешно завершил курс обучения, получив звание художника...

  Дипломная работа «Смех», отвергнутая большинством голосов членов совета Академии художеств, получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже (1900). Ничем не примечательный сюжет на крестьянскую тематику, проверенный на ранних портретах, которые петербургская художественная корпорация принимала с большим воодушевлением и надеждами, на этот раз обернулся скандалом. Бессюжетную картину, не несущую в себе никакого нарратива, написанную в эскизной манере, чопорные академисты расценили как неслыханное вольнодумство. Непокорного выпускника лишили права на пенсионерскую поездку, однако благодаря заступничеству Репина и Беклемишева живописный авангардный манифест был рекомендован к участию в международной выставке, и с лёгкой руки княгини Тенишевой, чей супруг исполнял обязанности главного комиссара русского отдела, произведение включили в состав экспозиции (формирование русского отдела проходило при участии Марии Тенишевой). Вероятно, ей принадлежит идея переименовать полотно, которое в каталоге отчётной выставки Академии художеств фигурирует под названием «Картина»9, а чёрно-белая иллюстрация композиции впервые появилась на страницах журнала «Живописное обозрение».
  Картина «Смех» воспринимается как портрет эмоция, главным героем которого мастер делает очищенную от примесей, дистиллированную эмоцию – смех. Попытка приобщить живопись Малявина к новому художественному течению, так называемому эмоционализму, предпринималась учеником И. Левитана Б. Липкиным. Сжатое обоснование дефиниции, изложенное в формате выставочного обзора, не получило поддержки в искусствоведческих кругах. Искусство Малявина как классического представителя «эмоционализма» имеет право существовать в границах предложенной формулировки, поскольку его живописная система не встраивается ни в одно художественное направление, расщепляясь на несколько магистральных ответвлений: импрессионизм, модерн, символизм, экспрессионизм. И только в объёмном пространстве «эмоционализма» как некой синтезирующей структуры способны компактно ужиться разностилевые составляющие, присущие живописи Ф. Малявина…


Майя Сёмина
кандидат искусствоведения

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1(17) 2018

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.