• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Декоративно-прикладное искусство

Произведения фарфора И.И. Кендлера в связи с архивными данными


И.И. Кендлер. Портрет Г. Шмиделя. 1739


  В данной статье будут рассмотрены произведения Иоганна Иоахима Кендлера (1706–1775), созданные на Мейсенской мануфактуре. Точное подтверждение авторства этих произведений и времени их создания мы находим в архивных документах. Это ежегодные отчёты о работе самого Кендлера, которые были опубликованы в 2002 г. Эти подлинные манускрипты находятся в архиве Мейсенской мануфактуры.
  Кендлер является одним из самых выдающихся мастеров фарфоровой скульптуры Западной Европы XVIII века. В данной статье будут рассмотрены его прозведения 1730–1740-х гг. В апреле 1737 г. Кендлером была создана фарфоровая скульптура «Дама, кавалер, целующий ей руку, и мальчик-негр». В рукописи Кендлера отмечено: «April 1737… eine Vornehme dame…sitzet und hat eine Coffe dasse in der rechten Hand die lincke aber küβt eine Wohl gebutzte Mannes Persohn, hinter dem Frauenzimmer stehet ein Mohr…».
  Данная скульптура является одной из так называемых кринолиновых групп Кендлера, в которых нашла отражение придворная культура, вкусы и идеалы аристократии. Композиция её восходит к гравюре по рисунку Ф. Буше к пьесе Мольера «Сицилиец, или Любовь-живописец». Кендлеровская группа не является иллюстрацией к произведению Мольера, где главная героиня – Изидора – рабыня. Мейсенская скульптура представляет сцену из жизни высшего света, а дама здесь доминирует и повелевает. Кендлер использует театральный приём ситуационной мизансцены. Держа в руке чашку кофе, дама обращается к слуге-негру, в это время кавалер, опустившийся на одно колено, целует ей руку.
  В ноябре 1737 г. Кендлер выполнил скульптуру «Дуэт». В отчёте он так написал: «November 1737… Cannabee [Sofa], worauf 2 Figuren sietzen… beide Figuren Musicalische Instrumenta in Händen haben…». Скульптура «Дуэт» является одной из лучших кринолиновых групп Кендлера. Здесь изображены знаменитая певица Фаустина Бордони и её супруг – королевский придворный капельмейстер и композитор Иоганн Хассе. Кендлер ориентировался на гравюру Элиаса Нильсона «Die Music bei Hoff». С поразительной жизненной убедительностью в фарфоровой скульптуре передана атмосфера придворной жизни, высокий строй души музицирующих дамы и кавалера. Интересен и предмет мебели. Он повторяет софу из Дрезденского королевского двора, которую создал Б. Томэ – учитель Кендлера. Роспись фарфора чистыми, яркими красками и золотом сообщает скульптуре мажорное звучание, напоминая о характерном для XVIII века девизе «Vive la joie».
  Кендлер создал скульптуру «Август III и Мария Йозефа» в июне 1744 г. В манускрипте отмечено: «Juni 1744… ein Ordens Ritter mit dem Stern auf der Brust, eine Wohl geputzte Dame bey der Hand führet.»
  Композиция данной скульптуры имеет черты барочного парадного портрета. Позы и жесты портретируемых отличаются торжественностью, облик их полон достоинства. Саксонский курфюрст изображён с орденом на груди и орденской лентой через плечо. Парадный портрет, как правило, не раскрывает индивидуальных характеров, а поведение портретируемых обусловлено придворным этикетом. Общему высокому настрою произведения созвучны торжественные, величавые ритмы скульптурной композиции. Колорит дополняет выразительность пластики. Изысканные букеты индианских цветов, напоминая о роскоши крупнораппортных шёлковых тканей, подчёркивают драгоценную белизну фарфора.
  При всей условности данная скульптура несёт в себе много жизненной правды. Август III и его супруга представлены не в том варианте парадного портрета, в котором присутствуют королевские регалии. Кендлер показывает одну из сцен придворной жизни, в которой главные роли принадлежали этим двум людям, а теперь эта пара изображена в позиции, с которой начинался любимый в те времена менуэт – первый танец бала.
  Неповторимые черты авторской манеры Кендлера ярчайшим образом проявились в скульптуре «Портной графа Брюля». Как показывают архивные данные, она была выполнена в мае 1737 г.: «Mai 1737… Einen Ziegen Bock Worauf ein Wohl angeputzter Reuter sietzet… auch verschiedene Schneider Instrumenta darbey befindl…».
  Существует легенда о том, что эта группа была выполнена в насмешку над портным графа Брюля, которому хотелось присутствовать на придворном банкете


Т.Д. Карякина
доктор искусствоведения
профессор МГУ им. М.В. Ломоносова

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» № 2 (19) 2019

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.