• Главная
  • •
  • Журналы
  • •
  • Распространение
  • •
  • Редакция

Русское зарубежье

«Меня захватил “миссионерский пыл”...»

Иллюстрации к детским книжкам Ю.Н. Рейтлингер


Ю.Н. Рейтлингер. Эскиз книги «Святой Герасим». Начало 1930-х. Бумага тряпичная вержированная, акварель, тушь, перо, цветные карандаши. 26,2х20,7. Париж. Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына


  20 октября 2021 в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына (ДРЗ) состоялось празднование 25 летия его образования (ранее – Библиотека-фонд «Русское зарубежье»). К этому событию было приурочено открытие двух залов, посвящённых жизни и творчеству Юлии Николаевны Рейтлингер (в иночестве сестра Иоанна, 1898–1988), которая становится всё более известной в России как выдающийся мастер иконописи ХХ века. Экспозиция демонстрирует росписи 1931–1932 годов церкви св. Иоанна Воина в Медоне, одном из центров русской эмиграции под Парижем.
  Это большое событие состоялось благодаря Н.А. Струве, который спас Медонские росписи в конце 1980 х и передал их в Библиотеку-фонд в 2003 году. Затем последовали долгие годы реставрации. И сейчас, в приглушённом свете и музыкальном сопровождении с символической визуализацией, посетители экспозиции погружаются в переживание духовного пути Ю.Н. через строки из писем и дневников иконописца, её духовников – о. Сергия Булгакова и о. Александра Меня. Постепенно росписи становятся явственней и, наконец, выступают во всей мощи живописного исполнения, композиционного совершенства и сочетания иконописной традиции и новаторского дерзновения.
  Панно представляют историю жизни человечества от Изгнания из Рая до Апокалипсиса, ключевым событием которой становится явление Христа. Начало – Рождество Богородицы, апофеоз – Небесная Евхаристия с шествием к Спасителю небесных сил… В зале, предваряющем Медонские росписи, путь Ю.Н. иллюстрируют её другие, так называемые светские работы
  Юлия Николаевна родилась в Санкт-Петербурге в семье высокопоставленного служащего и воспитанницы Смольного института. Отец, Николай Александрович (1862–1931), был чиновником по особым поручениям при Министерстве финансов Российской империи, занимался насущными экономическими проблемами средних слоёв населения России. Мать, Лидия Николаевна (1860 е – 1921), поклонница педагогических идей К.Д. Ушинского, «не любила светскость». Оба деда Ю.Н.– генералы на русской службе.
  Юлия закончила гимназию, затем училась два года в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. С 1917 – в Крыму. Две её старших сестры, будучи сёстрами милосердия, умерли в Гражданскую войну, с младшей – Екатериной, они не расставались до конца жизни. В Крыму обе девушки переживают смерть матери (отец бежал в Польшу раньше), в 1921 году переходят польскую границу, затем – Чехословакия (1922–1924), Франция (1925–1945). В Чехословакии Юлия училась мастерству иконописи у Кирилла Каткова и у старообрядцев. Начала заниматься в Карловом университете на философском факультете и в Академии художеств. В Париже взяла несколько уроков у известного иконописца Пимена Софронова, прошла трёхгодичный курс в мастерской французского художника Мориса Дени (1925–1928). Была членом Общества «Икона». По приглашению о. Андрея Сергиенко расписала храм св. Иоанна Воина в Медоне. В 1935 – Ю.Н. Рейтлингер принимает постриг с именем Иоанна. В 1945–1947 годах в Лондоне сестра Иоанна расписала часовню св. Василия Великого при Содружестве мч. Албания и прп. Сергия Радонежского на тему Апокалипсиса. С конца 1940 х жила с семьёй сестры Екатерины в Праге.
  В 1955 году они вернулись на родину с правом проживания в Ташкенте. С 1973 года с. Иоанна – духовная дочь о. Александра Меня, писала иконы для прихожан церкви Сретения, что в селе Новая Деревня под г. Пушкино Московской области. Умерла в Ташкенте.
  ...
  Юлия Николаевна была художником в «широком смысле», недаром называла себя «иконным живописцем», для чего, как она считала, необходима «уверенная линия». Чтобы её выработать, ей казалось важным наблюдать и уметь фиксировать живую жизнь, а не только копировать классические образцы. В «Автобиографии» она позже напишет: «…делала наброски и кистью, тонким пером тушью. На каникулах в деревне ходила по полям, как японцы, – привязав баночку к поясу. Наброски имели сами по себе успех среди французов».
  Очень взросло веря (через сомнения и кризисы), постоянно трудясь над стяжанием чувства живого Христа, Ю.Н. сохраняла в душе какую-то детскость, проявившуюся в иллюстрировании ею детских книжек.
  История «картинок для детей» Ю.Н. Рейтлингер начинается с 1927 года, когда в Париж приезжают супруги Брис и Наташа Парэн. Брис, молодой философ, за год до этого вернулся из СССР, где работал в качестве атташе по культуре Французского посольства. По воскресеньям у Парэнов собираются гости: русские философы – Николай Бердяев, Василий Зеньковский, о. Сергий Булгаков, историк искусства Владимир Вейдле, богослов Лев Зандер; французские философы – католический экзистенциалист Габриэль Марсель (1879–1973), философ-персоналист Эммануэль Мунье (1905–1950) и др., а также художники – Соня (1885–1979) и Робер Делоне (1885–1941), Наталья Гончарова (1881–1962) и Михаил Ларионов (1881–1964), несомненно, Елена Гертик (1897–1937). Участницей этих встреч и разговоров могла быть и Юлия Николаевна, с юности склонная к размышлениям о смыслах жизни и искусства, тем более, что она знала всех по дискуссиям в Сергиевском богословском институте, при котором жила вместе с семьёй о. Сергия. Она подружилась как с Наташей, так и с её мужем Брисом, впоследствии доктором философии.
  В 1929 году съездивший в командировку в СССР Брис привёз по просьбе жены стопу детских книг, иллюстрированных советскими художниками в 1920 х годах. Наташа к тому времени уже начала сопровождать картинками тексты для детей и работала над книжкой «Мой кот» (1930). Надо сказать, что будучи воспитанницей ВХУТЕМАСа, Наташа впитала авангардную художественную манеру ещё в России, а во Франции внесла дух русского авангарда в стилистику иллюстрирования детской книги. Ю.Н. видела эти книжки: «Одни знакомые [Наташа Парэн] получили новейшие издания советской детской книги. Я была от них в восторге – вот бы так – религиозные! Меня захватил “миссионерский пылˮ»...
  Впечатление от детских иллюстраций русских художников было так велико, что Ю.Н. приступила к работе над «картинками для детей», многие из которых сегодня хранятся в стенах Дома русского зарубежья...


Н.П. Белевцева
научный куратор экспозиции Залов Ю.Н. Рейтлингер в Музее Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» № 2 (21) 2021

© 2009 - 2025 Золотая Палитра
Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал, до или после цитируемого блока.